Магазин самообслуживания: путешествие из прошлого в будущее

Магазин самообслуживания, когда покупатель имеет открытый доступ практически к любому товару, сегодня знаком даже ребенку. Но еще 100 лет назад о такой форме торговой деятельности предприниматели только мечтали. Понимая, что прилавочная система сдерживает покупательскую активность и рост прибыли, бизнесмены всячески экспериментировали, пытаясь уменьшить расходы на персонал и увеличить выручки.

Прототип первого магазина с частично открытым доступом к товару появился в 1912 году в США. Однако концепция торговой точки не была продумана до конца, и покупатели по-прежнему нуждались в услугах продавцов.

Лишь в 1916 году в Мемфисе был открыт магазин самообслуживания. Это было воплощение запатентованной идеи Кларенса Сондерса, который разработал идеальный облик торгового зала и оптимизировал вид и количество необходимого торгового оборудования. Именно здесь впервые были установлены турникеты и ограждения, зона выхода совмещалась с кассой, а множество прилавков с доступным товаром позволяли клиентам самостоятельно отбирать понравившийся ассортимент. Количество работающего персонала было сведено в магазине к минимуму.

Прибыль, приносимая магазином самообслуживания в Мемфисе, многократно превышала доходы, получаемые при реализации товаров через прилавки. Торговый бизнес получил новый толчок к развитию. Вскоре радость предпринимателя была омрачена частыми и объемными кражами. Пришлось пересмотреть принципы расположения оборудования и планировку магазина самообслуживания.

магазин самообслуживания
Лондон - один из первых магазинов самообслуживания

В 1937 году в Америке был реализован новый проект, в котором предусматривались покупательские тележки, стеллажное оборудование и более удачное расположение кассовых боксов. А в 1954 году аналогичное торговое предприятие появилось и в СССР.

Что же касается современности, то можно отметить – все крупные и перспективные торговые объекты предпочитают работать в формате самообслуживания, совершенствуя и развивая это направление год за годом.

Принципы работы магазина самообслуживания

Магазин самообслуживания отличается от других форм торговли тем, что практически весь ассортимент реализуемого товара находится в открытом доступе, и покупатели имеют возможность полноценно изучить весь ассортимент: прочитать этикету, проверить целостность упаковки, оценить срок годности и иные характеристики продукции. Отбор товара ведется в специальные корзинки и тележки, оплата осуществляется разово при проходе через кассовый бокс.

покупательская тележка
Покупательская тележка стала символом магазина самообслуживания

Чтобы покупателям было комфортно совершать все эти действия, руководители торговых предприятий уделяют много времени продумыванию планировки торгового зала магазина самообслуживания. Всего выделяют четыре варианта расположения оборудования:

Линейная планировка подразумевает расположение стеллажного оборудования, прилавков и витрин параллельными рядами. Подобная разбивка торгового зала позволяет рационально использовать пространство и создавать оптимальные по ширине проходы. Обычно встречается в магазинах самообслуживания при реализации непродовольственных товаров – стройматериалов, бытовой химии.

Смешанная планировка типична для магазина самообслуживания, торгующего продовольственными товарами. Внешне она выглядит как комбинированный вариант предыдущей схемы в прилавочной системой реализации товаров. При этом прилавки расположены по периметру зала или вдоль одной из стен, а центральная часть отводится под холодильное оборудование и стеллажи.

магазин самообслуживания
В продовольственном магазине самообслуживания оборудование всегда устанавливают по смешанной системе планировки

Свободное расположение торгового оборудования для магазинов самообслуживания типично при реализации одежды, обуви, галантереи, детского ассортимента, то есть большинства непродовольственных групп. Также подобная схема используется на объектах вип-уровня, когда план магазина самообслуживания прорисовывается дизайнерами и мерчандайзерами.

Выставочно оборудования для магазина самообслуживания располагают при реализации бытовой техники, автомобилей и иных крупногабаритных изделий. Большинство таких предприятий работает по каталогам и под заказ, но общий принцип торговли все равно относится к самообслуживанию.

Отдельно стоит позаботиться о подсобных помещениях, которым выделяется минимально необходимая площадь. Здесь работает следующий принцип. Кладовые, склады и комнаты предпродажной подготовки не должны быть проходными, но обязаны иметь удобный выход в торговый зал.

При организации магазина самообслуживания стоит также учитывать, что по мере удаления товара от зоны входа объемы его продаж снижаются. Для типового одноэтажного магазина действует следующая закономерность:

Чтобы изменить эту тенденцию, необходимо различать «холодные» и «горячие» зоны, согласно правилам мерчандайзинга, планировать и стимулировать направление покупательских потоков. А также следить за хорошей обновляемостью ассортимента, при необходимости перемещая товар.

Достоинства магазина самообслуживания

Все больше магазинов прилавочной системы проходят процедуру переоборудования, открывая посетителям доступ к своим товарам. Причины этого кроются в особенностях системы, разработанной почти сто лет назад.

Преимущества магазина самообслуживания:

  1. Прибыль – если сравнивать два торговых предприятия одинаковой площади, но и с различным подходом к сервису, то магазин самообслуживания приносит владельцам денег в несколько раз больше, чем при продажах через прилавок.
  2. Самостоятельность – многих утомляет необходимость общения с продавцами, особенно когда требуется озвучивать каждую приобретаемую единицу продукции. При самообслуживании каждый обладает свободой выбора и общения.
  3. Удобство расчета – прилавочная система обязывает доставать кошелек у каждого кассового прилавка, здесь же расчет проводится разово – при выходе из торгового зала.
  4. Нет толпы – прилавки всегда приводят к скоплению народа около них, очередям и давке, магазины самообслуживания лишены подобного «удовольствия». Даже на кассе редко бывают очереди, так как качественный сервис обязывает нескольких кассиров присутствовать на рабочих местах даже в непиковые часы.
  5. Движение налегке – наличие сумочных в каждом магазине самообслуживания позволяет временно оставить неудобные и громоздкие пакеты, а наличие покупательских тележек делает поход за покупками – приятным и несложным занятием. Всего этого лишены торговые точки с прилавками.
  6. Экономия на персонале – выгода очевидна.

магазин самообслуживания
В магазине самообслуживания покупатели обходятся без помощи продавцов

Получается, что магазины самообслуживания обгоняют конкурентов по всем пунктам сервиса и удобства обслуживания. Кроме того, приносят собственникам существенный объем доходов. Так что нет ничего удивительного в том, что все большее число торговых предприятий решается на процедуру переоборудования и перепланировки, рационально уступая площади складов торговому залу.

Выбор оборудования

Проект любого магазина самообслуживания подразумевает грамотное расположение торгового оборудования, но огромный ассортимент часто вызывает сложности при выборе необходимого минимума. Решая, как открыть магазин самообслуживания, будьте готовы приобрести:

Базовый набор торгового оборудования одинаков везде, а вот детали определяются спецификой торгового объекта. Продуктовый магазин самообслуживания в обязательном порядке оснащают: морозильными ларями и бонетами, холодильными горками и шкафами, а также витринами самого разного назначения.

магазин самообслуживания
В продовольственном магазине не обойтись без холодильного оборудования

Для крупных супермаркетов повышенного внимания требует подбор кассового оборудования для магазинов самообслуживания. Большие объемы покупок должны обслуживаться кассиром без замедления, а для этого расчетное место должно быть оснащено транспортером, накопителем и обладать достаточными габаритами для комфортной выгрузки выбранного покупателем ассортимента.

Сеть магазинов самообслуживания уделяет внимание не только подбору торгового оборудования, но и единообразию приобретаемых элементов. Многие оформляют заказ в конкретных цветах или с обязательным нанесением логотипа компании.

Учет всех нюансов позволяет оснастить торговый объект самым удобным, качественным и современным оборудованием.

Магазин будущего

Сегодня мы имеем дело с повсеместной автоматизацией магазинов самообслуживания, когда вся информация о товаре – приход, продажи, переоценки, списание – обрабатывается на компьютере и, следовательно, оперативно обновляется. Но посредником во всех операциях выступает человек. И хотя автоматизация существенно облегчает работу персонала, особенно на таких объектах, как мелкооптовый магазин-склад самообслуживания, продолжают разрабатываться и более перспективные проекты.

Одним из таких считается «Магазин будущего». Здесь уже нет штрих-кодов и кассиров со сканерами – все полностью отдано во власти компьютерных систем. Весь товар маркирован радиочастотными метками, которые содержат самую полную информацию о каждой единице продукции, включая срок годности и состав.

магазин самообслуживания
В «Магазине будущего» кассовая зона работает автономно, без участия персонала торговой точки

Касса работает в автоматическом режиме и использует для проведения расчетных операций RFID-технологии. Это значит, когда к зоне расчета подъезжают тележки для магазина самообслуживания, полностью загруженные товаром, терминал кассы считывает информацию со всех меток на отобранном ассортименте и выводит сведения по сумме для оплаты. Выгружать товар из корзинок данный подход не требует, что существенно повышает уровень сервиса и скорость обслуживания.

Система пока что тестируется, так как в ней есть свои «подводные камни» и особенности, но при этом считается самой перспективной версией магазинов самообслуживания в недалеком будущем.

© Петрохладотехника, 1996 – 2024