Эффективное размещение торгового оборудования в магазине определяет прибыльность работы предприятия, его конкурентоспособность и перспективы развития. Ведь покупатель оценивает в первую очередь планировку зала, комфортность передвижения и логичное распределение товара. Если все эргономические и эстетические особенности учтены при проектировании магазина, то клиенты будут сюда возвращаться снова и снова, и, скорее всего, сделают торговому предприятию дополнительную рекламу среди знакомых и друзей.
Если сравнивать европейские и американские магазины с российским торговыми предприятиями, можно заметить, что за границей размещением торгового оборудования в зале занимаются специально обученные люди – мерчандайзеры. Именно они определяют: какой товар и где должен находиться, как оптимально расположить стеллажи и витрины в магазине, и каким образом «убедить» клиентов потратить больше денег, чем те рассчитывали.
Удобное и эстетичное расположение торгового оборудования в зале регламентируется правилами мерчандайзинга
В России мерчандайзинг – новое направление. И хотя почти все руководители магазинов знакомы с этим названием, принципы этой науки мало кто использует в полной мере. Мерчандайзеры у нас отвечают за пополнение товара в магазине и за расположение его на полках.
Вопросами размещения оборудования в магазине обычно занимаются дизайнеры и руководители. Однако чтобы планировка в дальнейшем давала максимальный финансовый результат, необходимо учитывать массу нюансов. Сюда можно отнести такие моменты:
Никто не спорит, что удобнее всего работать с торговыми залами стандартной геометрической формы. Даже новичок легко расположит оборудование и торговую мебель в квадратном или прямоугольном помещении. К сожалению, идеальные параметры – редкость. Магазины открывают на самых разных площадях – с колоннами, поворотами, непропорционально длинными стенами. И в каждом хочется сделать самую удобную планировку и для работы персонала, и для покупателей. При размещении торгового оборудования в магазине стоит учитывать следующие правила:
Размещение торгового оборудования зависит от формы зала и от реализуемой товарной группы
Чтобы понять, какая именно планировка подойдет вашей розничной точке больше всего, стоит оценить все типы расстановки и «примерить» на свой магазин. Конечно, везде есть своя специфика. Например, магазины самообслуживания на больших площадях – продуктовые, строительные, универсальные гипермаркеты – компонуются торговым оборудованиям по одним схемам. Небольшие торговые точки по реализации одежды, обуви, галантереи придерживаются собственных правил идеальной планировки. Нередки случаи оправданности и прилавочной системы работы, где необходимо предусмотреть свои нюансы – например, в маленьких продуктовых магазинчиках или ювелирных розничных отделах.
Задача крупных магазинов самообслуживания – обеспечить четкое структурирование торгового зала. То есть оборудование и товар должны быть расположены логично, понятно, доступно и привлекательно для покупателя. Важно, учесть при этом товарное соседство и взаимодополняемость или, наоборот, заменяемость ассортимента.
Обычно план размещения торгового оборудования на больших площадях прорисовывается по типу «решетки». Это значит, стеллажи и прилавки размещаются линейно и разделяются проходами фиксированной ширины. При этом учитываются следующие пропорции:
«Грабли», «Сетка», «Диагональ» - лучшие методы расстановки стеллажного оборудования в больших магазинах
Что касается самих стеллажей, то не стоит их делать очень длинными – это затрудняет путь покупателя, приводит к усталости и недовольству клиентов. Расстановка торгового оборудования в торговом зале с учетом принципа «решетка» позволяет некоторые эксперименты. Обычно выделяют три типа компоновки стеллажей:
Также в крупных магазинах актуально расположение «петля». Этот принцип используется в мебельных гипермаркетах, универсальных магазинах и при реализации одежды. Оборудование располагается таким образом, чтобы создать в магазине секции с разными ассортиментом. При этом путь покупателя идет как бы по замкнутой петле, по спирали, когда от входа до кассы получается обойти все отделы и осмотреть всю продукцию.
Кассовые боксы в гипермаркетах устанавливаются всегда на выходе из торгового зала. Здесь важно предусмотреть возможность импульсных покупок и позаботиться о стойках или небольших стеллажах. Кроме того, важно продумать конструкцию самых кассовых боксов – будет ли это касса для одного или двух кассиров, как будет стоять оборудование и сколько всего расчетных мест планируется в магазине.
Уже на выходе, около сумочных, стоит поставить столы для упаковки товара.
На малых площадях использовать «решетку» не рационально, поэтому используются другие схемы с не меньшей эффективностью. Обычно это «фристайл» и «выставка».
«Фристайл» - лучший выход для помещений неправильной конфигурации, так как позволяет расставлять торговое оборудование произвольно. Если это магазин одежды, то островное оборудование с вешалами здесь прекрасно соседствует с манекенами и прилавочными зонами. В хозтоварных отделах – это могут быть витрины, «перемешанные» с невысокими стеллажами и выставочными столами и т.д.
«Фристайл» - упорядоченный хаос в торговом зале
Достоинство «фристайла» в том, что персонал магазина легко регулирует покупательские потоки, меняя и выделяя «горячие» зона, то есть активно работает с оборудованием, а не товаром.
Кассы в таких магазинах ставятся чаще всего напротив входа или сбоку от него, так как руководители торговых объектов стремятся увеличить зону «золотого треугольника». «Золотой треугольник» - это участок торгового зала, находящийся в пересечении линий, соединяющих кассу, вход и стену напротив входа. Иногда вершинами треугольника становится кассовый прилавок, вход и зона самого спросового товара.
«Выставка» - это размещение торгового оборудования с целью демонстрации образцов товара. Для этого используют сочетания стеллажей, прилавков, витрин и разнотипового островного оборудования. Посредством такой схемы реализуют обувь, светильники, галантерею и иной аналогичный товар.
Особенность прилавочной системы торговли в том, что все оборудование размещается по периметру зала ярусами. Так обычно реализуют продукты в небольших районных магазинах.
Первый, пристенный ярус включает в себя односторонние стеллажи, холодильные горки и шкафы. Второй ярус – это сами прилавки. Также в этот ряд устанавливают морозильные лари и кассовые прилавки, создавая замкнутую систему для обслуживания покупателей.
Размещение прилавочного оборудования подразумевает его расположение двумя рядами
Здесь мерчандайзинг торгового оборудования не имеет практического значения, так как реализация всей продукции проводится при помощи продавцов.
Но все-таки решая вопросы по торговому оборудованию и залу, где оно будет находиться, стоит начинать с азов. То есть соотнести реализуемый ассортимент с основными требованиями к торговой мебели. К ним относятся:
Если принять во внимание все факторы по подбору, планировке и установке оборудования в торговом зале, то можно создать идеальный магазин собственными силами.