Во многих заведениях необходимо использование льда - в магазинах для выкладки продуктов в витринах и салат-барах, в баре в качестве компонентов для коктейлей, на мясных производствах, в декоративных и многих других целях. Для приготовления льда используются специальные машины - льдогенераторы
Автоматический льдогенератор появился в середине прошлого столетия и сразу стал объектом пристального внимания рестораторов во всем мире. И очень скоро использование льда в ресторане стало неотъёмлемой частью обслуживания клиентов. Льдогенераторы обеспечивают магазины и рестораны льдом различных форм. Лед выпускается в форме: кубики дайс, полудайс, гурме, конус, пальчик, а также чешуйчатый и гранулированный.
Существует ярко выраженная сезонность использования льда - в барах и кафе, и эта сезонность практически незаметна там, где лёд круглогодично используется для выкладки продуктов и готовых блюд, например, в рыбных ресторанах.
Причём в первом случае наиболее популярная форма льда – кубики, во втором – чешуйчатая.
Вследствие многообразия направлений использования льда существует и многообразие его видов.
Каждый льдогенератор производит лёд только определенной формы, поэтому, если в ресторане есть потребность, скажем, в кубиках и в чешуйчатом льде, придётся или приобрести два различных льдогенератора, или докупить оборудование, которое будет механически измельчать лёд до состояния крошки.
Существует множество типов льдогенераторов, которые отличаются по своей производительности, типу залива воды, форме выпускаемого льда, типу охлаждения встроенного холодильного агрегата, размещению бункера для хранения льда, стране-производителю и как следствие по своему качеству.
Производительность льдогенераторов измеряется в килограммах выработанного льда в сутки и бывает от нескольких килограмм до нескольких тонн. Высокопроизводительные льдогенераторы имеют выносные бункеры для хранения льда и обычно используются или на крупных производствах, где невозможно использование сухого углекислотного льда, или для продажи туда, где лед востребован, но его производство невозможно.
По типу подключения к воде льдогенераторы подразделяются на подключаемые к центральному водопроводу и заливного типа. Здесь необходимо учесть, что лед используется в пищевых целях, и вода должна быть обязательно питьевой и высокой степени очистки. Также для продления срока службы льдогенераторов, при подключении их к водопроводу, рекомендуется использование смягчителей воды или систем химической очистки. Льдогенераторы заливного типа в силу небольшой производительности реже используются в ресторанах и устанавливаются в том случае, когда в баре невозможно подведение водопровода.
По типу охлаждения агрегата льдогенераторы бывают с воздушным и водяным охлаждением. Причем второй способ более предпочтительный, т.к. в условиях нехватки места для свободной циркуляции воздуха вокруг аппарата, позволяет размещать его в любой нише. Но это приводит к большему расходу воды, что иногда бывает затратным.
Большинство льдогенераторов снабжены бункерами для временного хранения льда. По мере того как лед расходуется, у льдогенератора срабатывают датчики уровня, и он производит необходимое количество льда до заполнения резервуара. Льдогенераторы небольшой производительности (до 100 кг/сут), как правило, производятся со встроенным бункером. Льдогенераторы высокой производительности, напротив, обычно бывают с выносным бункером. Размеры встроенного бункера, как правило, в 2-3 раза меньше производительности льдогенератора. Внешнее размещение бункера позволяет подобрать требуемый размер, что позволяет хранить суточный и более запас льда.
Окупаемость льдогенератора зависит от множества факторов: области применения, интенсивности эксплуатации, надежности выбранной модели, стоимости бренда производителя и т.д.
Среднюю окупаемость наиболее популярных льдогенераторов невысокой производительности (до 100 кг/сут) от известных итальянских производителей принято оценивать в пределах 2-3 месяцев.
При таком быстром сроке окупаемости очевидно, что покупка льдогенератора предпочтительнее закупки льда на стороне. Главное определить потребность Вашего предприятия во льде. Крупные ритейлеры и магазины, реализующие замороженную и охлажденную продукцию, производят лед самостоятельно за счет линий чешуйчатых льдогенераторов. Потребность предприятия питания во льде желательно определить, исходя из фактических расходов с учетом всех видов расхода льда: охлаждение готовых напитков в бокалах и бутылках, содержание салат-бара, охлаждение блюд и т.д.
Очень примерный расчет потребности во льде можно произвести, исходя из эмпирических данных, – для среднего ресторана необходимо 350-400 г льда на одну порцию.
Потребность бара рассчитывается с учетом того, что на каждый стакан напитка необходима половина объема стакана льда. Охлаждение салат-бара обойдется в 52 кг льда на 100 литров охлаждаемого объема.